4 февраля 2010 г.

Материалы для подготовки к экзаменам

Философия и мировоззрение

Определения философии, определения мировоззрения. Виды и типы мировоззрения: социоантропоморфическое, художественное, научное, философское мировоззрения. Эмоционально-образное и понятийно-категориальное осознание мира. Функции философии. Концепции возникновения философии: мифогенная, гносеогенная, социогенная, смешанная.

Раннегреческая философия

Первые шаги философии. Милетская картина мира и оформляющая ее терминология. Концепция архэ. Фалес Милетский. Концепция воды как начала. Первые философские дебаты. Анаксимандр Милетский и концепция апейрона. Анаксимен: воздух как начало. Рационализм шестого столетия. Ксенофан: концепция Бога и критика антропоморфизма. Пифагор и его концепция числа как начала. Единица как начало числа. Значение и место математики и музыки для/в философии Пифагора.

Элейская школа философии

Парменид и его концепция существования. Различение трех типов монизма: материальный, количественный и предикационный. Логический переход к плюралистическим учениям от предикационного монизма. Критерии или знаки подлинной природы сущего. Тезис «не-сущее не мыслимо». Атомизм Демокрита.

Апории Зенона

Биография Зенона. Учение Зенона как аргументация на учение Парменида. Метод прямого доказательства и доказательство от противного. Понятие «апории». Логическая схема построения апории. Апории о единстве сущего и апории о невозможности движения. Доказательства единства сущего: первая и вторая двойные эпихеремы.
Три двойные эпихеремы Зенона против движения: первая (без названия), вторая («Дихотомия» и «Стрела»), третья («Ахиллес и черепаха» и «Стадион»).

Философия Сократа

Биография. Проблема источников. Проблема выбора метода получения истинного знания. Общие понятия как основания для теории идей Платона. Особенности логических приемов в учении Сократа: самоиспытание, ирония, индукция как основа для дефиниций, диалог vs. Спор, майевтика. Требования к дефинициям: принцип интеллектцального допущения, условие подстановки, парадигмальное условие и объяснительное условие.

Философия софистов

Софисты и Сократ. Содержание понятия «софист» и «софизм». Примеры софизмов. Старшие и младшие софисты. Протагор. Способы выражения субъективизма и релятивизма в гносеологии. Точка зрения на существование богов. Горгий. Критика элеатов. 3 шага в обосновании тезиса «Бытия нет».

Философия Платона

Биография. Анализ Платоном предшествующей традиции для создания собственного учения: Гераклит, софисты, Демокрит, Сократ, Пифагор. Теория идей. Понятие «идеи» или «формы» (эйдос). Связь с общими понятиями и универсалиями и связь с вещами мира. Концепция причастности. Иерархия идей в мире ума. Диалектика как главный метод познания. Области зримого и умопостигаемого. Подлинного существующие идеи и их подобия и чентыре вида познания: вера, уподобление (мнение), рассудок и разум. Концепция Блага. Душа как главный источник знания об идеях, концепция припоминания (анамнесис). Учение о душе, мифы о душе, обоснование бессмертия души. Три части души. Социальное и политическое учения. Идеальное государство и извращенные формы государства. Монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, анархия, тирания. Социальное устройство идеального государства: три сословия и принципы воспитания.

Аристотель

Биография. Сочинения. Критика теории идей Платона: количественные аргументы; качественные аргументы; аргументы от движения. Категориальный и каузальный анализ как основа познавательной деятельности. Учение о причинах. Четыре типа причин. Гилеморфизм. Телеология. Анализ понятий «случайное» и «самопроизвольное». Энтелехия. Учение о движении. Типы движения. Совершенный тип движения. Перводвигатель: его роль и место в учении. Учение о категориях. 10 категорий: анализ содержания каждой категории. Учение об истине, содержание понятия "истина". Три закона мышления, формулировка и интерпретация: закон противоречия, закон исключенного третьего, закон тождества. Учение о душе. Душа как энтелехия тела. 3 части души. Вопрос о бессмертии души. Этика Аристотеля.

Эллинистическая философия

Век Александра Македонского и связанное с ним преобразование Греции. Утрата чувства безопасности, рождение космополитизма. Эллинистические школы философии как ответ на социальный запрос о безопасности существования. Философия как правило жизни, основанное на разуме. Кинизм как философия способа жизни. Жизнь «согласно природе». Атака на нормы и моральные стандарты. Стоицизм. Стоическая интерпретация жизни «согласно природе». Понятие «апатии». Эпикуреизм. Эпикур, биография, «Сад Эпикура». Понятие «атараксии». Начала гедонизма. Скептицизм. Содержание понятия «скептик». Два вида скептицизма. Пиррон из Элеи. 10 пирроновых положений (тропы).

Средневековая западная философия. Общая характеристика.

Переход от античности к средневековью. Новая парадигма мышления и религии и новое место философии в духовной модели бытия. Философия как теология. Догматы христианства. Периодизация средневековой философии. Общая характеристика патристики и схоластики. Понятия теоцентризма, креационизма, провиденциализма, персонализма и ревеляционизма.
Патристика: характеристика и персоналии. Квинт Тертуллиан, учение о Троице, новое понимание логоса. Тезис «Верую, ибо абсурдно», его интерпретация. Ориген. Бог и его самоограничение. Учение об отпадении материальных духов. Неоплатонизм, краткая характеристика.

Августин Блаженный.

Жизненный искания и труд «Исповедь». «Исповедь» Августина и «История моих бедствий» Пьера Абеляра: общее и особенное. Синтез античности и христианства. Учение о внутреннем мире человека. Внутреннее чувство. Проблема соотношения веры и разума. Тезис «Верую, чтобы понимать» и его интерпретация. Современные интерпретации скептических аргументов и опровержение их Августином. Проблема знания и воли. Понятие воли, свободы, свободы воли: определения. Августин, его раннее и позднее понимание свободы воли. Концепция времени Августина. Отношение времени и Бога.

Проблема универсалий.

Понятие универсалии и партикулярии. Средневековый спор реалистов и номиналистов. Античные кони спора . Три решения проблемы: платоновский реализм, аристотелевский реализм, средневековый номинализм. Росцелин, Оккам, Пьер Абеляр, их решение проблемы универсалий.

Фома Аквинский.

Общая характеристика схоластики, периодизация. Биография Фомы. Труды. Онтология. Синтез христианства и аристотелизма. Гармонизация веры и разума. Понятия Esse (Бытие) и ens (отдельное бытие), существование и сущность. Предел человеческого познания. Отличие от позиции Аристотеля. Категории, сходство с позицией Аристотеля. Актуальность и потенциальность. Позитивная и негативная потенциальность, чистая актуальность. Различие с позицией Аристотеля. Причины. Форма и материя, соотношение с позицией Аристотеля. Учение о душе и теле, отличие от учения Аристотеля. Эпистемология: решение проблемы универсалий.

Проблема «Бог-мир».

Аргументы в пользу существования Бога. Космологический аргумент Ансельма Кентерберийского. Онтологический аргумент Ансельма. Пять шагов доказательства, возражения монаха Гаунило, ответ Ансельма. Пять аргументов Фомы Аквинского: космологический, каузальный, аргумент от необходимости, аргумент от степеней совершенства и бытия, теологический.

Общая характеристика философии Нового времени

Условия для возникновения экспериментальной науки: научные теории и понятия, теоретическая ученость, интерес к контролю и использованию природы. Роль Ренессанса. Создание классической механики и ее значение для возникновения философии НВ. Механистическая картина мира и преимущественная роль математики. Демаркация границ между философией и естествознанием. «Битва за метод». Возникновение гипотетико-дедуктивного метода. Три вида опыта: жизненный опыт, систематическое наблюдение, эксперимент. Коперниканский переворот в астрономии, уточнение модели Кеплером. Формулировка законов движениея. Галилей. Три закона движения и закон всемирного тяготения Ньютона.

Эмпирицизм Фрэнсиса Бэкона

Биография. Сочинения. Бэкон и Шекспир. Известные высказывания. Соотношение истины и пользы. «Плодоносные» и «светоносные» опыты. Учение о «призраках» («идолах») познания. Идолы рода, пещеры, рынка, театра; способы их преодоления. Три пути познания: путь паука, муравья и пчелы. Учение о «природах». Учение о «формах»; его сходство и различие с учением Аристотеля о четырех причинах. 3 способа понимания «формы». Формы как качества, как атомы, как материя. 3 положения, опровергающие агностицизм. Виды движения. Полная, неполная и элиминативная индукция. Картина будущего в «Новой Атлантиде».

Рене Декарт.

Биография. Сочинения. Методическое сомнение. Философия как дедуктивная система. Правила для руководства ума. Построение несомненных положений: критерии ясности и отчетливости. Понятие естественного света разума. Область метафизики. Испытание разных видов знания. Достоверность математического знания. Методическое испытание разделов метафизики. Самоочевидные принципы. Принцип «Я сомневаюсь, следовательно, я существую» и его продолжение как «Я мыслю, следовательно, я существую». Почему Декарт не говорит «Я существую»? Понятие «души». Душа как субстанция. Дуализм субстанций: мыслящая и протяженная субстанция. Атрибуты субстанций. Проблема взаимодействия субстанций. Понятие «мышления». Идеи. Существуют ли бессознательные идеи. Трактовка Декартом памяти. Как возможны врожденные идеи? Доказательство существования Бога и реабилитация существования мира. Понятие материи как континуальной среды.

Бенедикт Спиноза

Биография. Сочинения. Политические взгляды Спинозы. Четыре пути познания. Непосредственная интуиция как высший принцип познания. Главный труд «Этика». Восемь определений и семь аксиом. Понятие субстанции. Единство субстанции. «Причина самой себя». Тождество природы, субстанции и Бога. Обоснование тождества. 2 атрибута субстанции. Модусы субстанции. Интеллектуальная любовь к Богу. Учение об аффектах. Необходимость и свобода. Определения свободы у Спинозы, понимание свободы.

Джон Локк.

«Опыт о человеческом разумении». Оппонент или последователь Декарта? Обсуждение способностей души и познавательных сил. Идеи. Источники идей и виды достоверностей. Критика врожденных идей. Идеи внешнего опыта и идеи рефлексии. Простые и сложные идеи. Различение первичных и вторичных качеств.

Джордж Беркли.
Внутренняя критика эмпирицизма. Принцип «существовать значит быть воспринимаемым». Критика первичных и вторичных качеств Локка.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Биография. Сочинения. Монадология: монады как базисные единицы универсума. Тезис «монады не имеют окон». Принцип предустановленной гармонии. Необходимые истины и истины факта (контингентные истины) их истолкование через рациональные и иррациональные числа.. Может ли Бог нарушать те или иные истины? Принцип достаточного основания. Бог – совершенный математик. Обоснование характеристик Бога как рационального существа. Учение о наилучшем из возможных миров, обоснование тезиса о наилучшем мире. Принцип ограничения. Characteristica universalis. Тезис «Давайте посчитаем!». Иллюстрации способов построения «универсальной характеристики». Бинарная система исчисления и творение Богом мира.

Давид Юм.

Биография. Сочинения. Эмпирицизм как критика. Критика рационализма. Импрессии (впечатления) и идеи. Импрессии как внешние и внутренние восприятия. Истинные и ложные идеи. Ложность метафизических идей. Критика понятия субстанция. Отрицание «Я» или личности. Личность как пучок восприятий. Пересмотр концепции личности с позиций моральной философии. Критика эмпирицизма через критику понятия причинности. Три составные элемента причинности. Необходимость как ложная идея. Связь ожидания и необходимости. Вероятностный характер эмпирического знания.

Иммануил Кант.

Биография. Сочинения. Докритический и критический период творчества Канта. Роль Юма в пробуждении от «догматического сна». Метафизика как критическая система. Задача примирения эмпирицизам и рационализма, идеализма и материализма.Коперниканский переворот в философии. 3 способности человеческой души и определяющий их вид деятельности. Объем понятия «разум». Критерии научного знания, условия их выполнимости. Четыре вида знания: апостериорное, априорное, аналитическое, синтетическое, результат их пересечения. Кантовские примеры суждений. Как возможны априорные синтетические суждения. Проблема конгруэнтных подобий, чувственность и рассудок как независимые области. Содержание гносеологии: трансцендентальная эстетика, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика. Эстетика. Объем понятий трансцендентный и трансцендентальный. Понятие вещи в себе. Субъект и априорные формы чувственного созерцания. Аналитика. Учение о рассудочном познании. Классификация суждений. Априорные категории рассудка. Диалектика. Антиномии чистого разума. Этическое учение Канта. Автономия нравственной воли. Императив: гипотетический и категорический.

Современная западная философия. Общая характеристика.

Периодизация. Два направления в современной философии: аналитическое и континентальное, их характерные особенности. Краткая характеристика направлений внутри аналитической философии, персоналии. Краткая характеристика направлений внутри континентальной философии, персоналии.

Иррационализм и позитивизм сер. XIX в. как альтернатива гегелевской системе.

Сёрен Кьеркегор. Критика концепции индивида в гегелевской системе. Экзистенциальный анализ человеческого существования: Кьеркегор как основоположник экзистенциализма. Особенности стиля работ. Понятие «двойной рефлексивной коммуникации». Отношение к тексту: вовлеченность и дистанцирование. Три стадии жизненного пути: эстетическая, этическая, религиозная. Субъективность как истина.
Артур Шопенгауэр. Биография. Философия пессимизма. Отношение к Гегелю, критика. Концепция «мира как воли». Логическое оправдание пессимизма и влияние древнеиндийской и буддийской философии на формирование учения. Три способа спасения от борьбы и страданий.

Огюст Конт и позитивизм. 

3 закона. Закон трех стадий человеческого развития, характеристика каждой стадии. Закон подчинения воображения наблюдению. Энциклопедический закон как принцип классификации наук. Проблема позитивной философии и математики как наук. Задачи позитивной философии. Пять функций позитивной философии.

Аналитическая философия.

Логический позитивизм. Позитивизм и его роль в становлении логического позитивизма. Венский кружок. Роль Бертрана Рассела в становлении логического позитивизма. Понятие атомарных словесных выражений и атомарных фактов. Взаимно-однозначные соответствия языка и действительности. «Внутренняя связь» и «внешнее отношение» понятия. Когда утверждение способно выражать знание (2 условия)? Эпистемически осмысленные и бессмысленные утверждения. Людвиг Витгенштейн. Отказ от тезиса о взаимо-однозначном соответствии языка и действительности. Многообразие значений слов и предложений. Скрытые смыслы и контекст использования. Анализ естественного языка. Перлокутивная, иллокутивная и локутивная сила языка. Теория речевых актов. «Китайская комната» Сёрля. Новое понимание бессмысленных утверждений. Философия науки. Поппер и критический рационализм. Фальсификационизм.

Комментариев нет: